24.11.2017 (12:46) | СТАТЬЯ

Где и как готовят кадры для промышленной сферы



Соответствие образовательных программ потребностям промышленности — один из главных вызовов, стоящих перед российской экономикой. Сейчас существует разрыв между теоретическими знаниями и навыками выпускников и колледжей, и вузов.

Профстандарты

Один из ключевых элементов подготовки кадров, востребованных на промышленных предприятиях, — разработка профессиональных стандартов. Минтруд РФ утвердил около 850 профстандартов, 310 из которых связаны с реальным сектором экономики. Именно на их базе должны формироваться образовательные стандарты. Таким образом, промышленность транслирует свои потребности в области компетенций и навыков в систему образования, а студенты сразу получают представление о своей будущей профессии и лучше адаптируются к ней.

Однако не только заведения среднего и высшего профессионального образования готовят кадры. Крупные промышленные предприятия создают собственные корпоративные университеты, обучающие центры и другие структуры, в которых можно получить реальные навыки, востребованные на производстве.

Инжиниринговые центры и дуальное образование

Одной из форм взаимодействия образовательных учреждений с промышленными предприятиями являются базовые кафедры. На них студентов учат не только преподаватели, но и сами промышленники, причем занятия могут проходить и на самом предприятии.

Такой механизм повышения практикоориентированности обучения позволяет синхронизировать теоретические знания с практическими навыками у студентов, а также объединить фундаментальную и прикладную науки в целом.

 

Например, Челябинский трубопрокатный завод реализует корпоративную образовательную программу «Будущее Белой металлургии» в партнерстве с властями Свердловской области и Первоуральским металлургическим колледжем. Инвестиции в проект составили 900 млн. рублей, Аналогичная программа реализуется и Альметьевским профессиональным колледжем. Другой пример: генеральный директор Казанского вертолетного завода сам возглавил базовую кафедру «Вертолетостроение» в КНИТУ-КАИ.

Кроме того, с 2013 г. в России создается сеть инжиниринговых центров, которые призваны внедрять в производство новые опытные образцы. Заведения создаются на базе ведущих вузов при поддержке Минпромторга России и Минобрнауки РФ. Студенты могут получить представление обо всех этапах производства — от идеи и разработки до коммерциализации и маркетинга.

К 2015 г. 30 инжиниринговых центров уже сформировали портфель заказов из 400 контрактов на 1,7 млрд. рублей. В 2017 г. количество таких центров достигло 49, а объём заказов — 3,5 млрд. рублей.

Детские технопарки и допобразование

Аналогичные механизмы по сближению теории и практики работают и в средней школе — производства в различных отраслях промышленности создают профильные классы среди старшеклассников.

Ранняя профессиональная ориентация позволяет лучше подготовиться к обучению на старших ступенях. Дополнительное образование детей вынесено в отдельный приоритетный проект правительства РФ. Одна из моделей — детские технопарки «Кванториум». Всего в России действуют 25 таких центров, до конца 2017 г. планируется увеличить их количество до 40.

Также в России действуют механизмы отложенного трудового контракта. Суть в том, что предприятие гарантирует рабочее место школьнику, если он успешно оканчивает вуз.

Движение WorldSkills

Минпромторг России и Агентство стратегических инициатив с 2014 г. проводят национальный чемпионат WorldSkills Hi-Tech по профессиям высокотехнологичных отраслей промышленности.

Повышению привлекательности рабочих профессий в России способствует и чемпионат рабочих специальностей WorldSkills. В 2019 г. мировое первенство пройдет в Казани. WorldSkills позволяет качественно прорабатывать профстандарты в промышленности и мотивировать предприятия лучше работать с кадрами.

Источники:


Организация Бюджетирование Промышленность

0 комментариев

{{$PADDING}}
{{$USERNAME}}
{{$CREATED_AT}} на модерации
{{$CONTENT}}